Версия сайта для слабовидящих
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Пятница, 26 Апреля 2024

Текст

05.05.2019

Питание подростков

Пище и питанию принадлежит ведущая роль в обеспечении нормального роста и развития организма, защите его от болезней и вредных воздействий. Фактическое питание большинства населения не соответствует принципам здорового питания из-за потребления пищевых продуктов, содержащих большое количество жира животного происхождения и простых углеводов, недостатка в рационе овощей и фруктов, рыбы и морепродуктов, что приводит к избыточной массе тела и ожирению, распространенность которых возросла за последние 8-10 лет с 19 до 23 %, увеличивая риск развития сахарного диабета, заболеваний сердечно-сосудистой системы и др. Среди факторов, влияющих на здоровье на долю питания приходится:

35 % (генетический фактор – 20-22 %, образ жизни – 20 %, медицинский фактор – 10-15 %, и другие – 7-10 %).

Особенно важна роль питания в детском возрасте. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается бурно протекающими процессами роста и развития, формированием и становлением многих органов и систем, совершенствованием их функций, большой двигательной активностью. По напряженности процессов, протекающих в организме, 2 место в развитии человека после периода новорожденности занимает подростковый возраст. Подросток, кроме того, испытывает психические, умственные, физиологические нагрузки и всё это требует дополнительного поступления питательных веществ. Если учесть, что у многих подростков имеются вредные привычки (алкоголь, курение) потребность в питательных веществах увеличивается.

Для детей, не получающих адекватного возрастным потребностям питания, кроме повышенной заболеваемости характерно снижение темпов физического, интеллектуального и психического развития. Нарушение питания в раннем возрасте влечет за собой потерю 2,5 лет жизни, а нарушение питания с 2 до 15 лет – потеря ещё 3 лет жизни.

Институтом питания РАМН проводятся широкомасштабные исследования структуры питания различных групп населения, в том числе детей школьного возраста. Результаты этих исследований свидетельствуют о значительных нарушениях в структуре питания школьников, выраженных в разной степени в отдельных субъектах Федерации. 

К этим нарушениям относятся: 

- превышение калорийности пищевого рациона над энерготратами;
- избыточное потребление животных жиров; 
- дефицит витаминов и минеральных веществ; 
- дефицит полиненасыщенных жирных кислот; 
- недостаточное потребление пищевых волокон;
- дефицит белков животного происхождения.

Следствием этого является широкое распространение среди школьников таких алиментарно-зависимых заболеваний, как кариес, связанный с дефицитом фтора (в питьевой воде) и кальция; анемия, обусловленная в первую очередь дефицитом . железа, а также других нутриентов, участвующих в синтезе гемоглобина (меди, витаминов А, С, В6, белка), гипотиреоз, возникающий при дефиците йода; остеопороз, связанный с дефицитом кальция; снижение иммунного ответа, одной из причин которого может служить дефицит витаминов А, Е, С, микроэлементов - цинка и селена.

Указанные нарушения в питании детей школьного возраста играют существенную роль и в прогрессивном росте желудочно-кишечных заболеваний (язвенной болезни желудка, дуоденитов и др.), которые в настоящее время стали занимать уже ведущее место в структуре заболеваемости школьников. Более того, у части детей клинически выявляется недостаточность питания, требующая незамедлительных мер по ее устранению. 

Пищевые предпочтения формируются у ребенка с раннего детства. Пищевой стереотип складывается под влиянием национальных особенностей, климатогеографического расположения места проживания, экономической ситуации на определенной территории. Вместе с тем, очень важно уделять внимание формированию у детей осознанного подхода к выбору продуктов питания не только в семье, но и в образовательных учреждениях, поскольку рациональное питание является основой нормального физического и нервно-психического развития ребенка и способствует его эффективному обучению.

Главным законом здорового питания является соответствие энергетической ценности суточного рациона энергетическим затратам организма. К сожалению, на практике этот принцип часто нарушается в связи с избыточным потреблением высококалорийных, легкоусвояемых продуктов с высоким содержанием жира, сахара, низким содержанием пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ (хлеб, картофель, животные жиры, сахар и др.). С этими дефектами в питании связано широкое распространение избыточной массы тела, атеросклероза, гипертонической болезни, заболеваний желудочно-кишечного тракта и другой патологии. Поэтому следует выбирать наименее калорийные, маложировые и наиболее богатые витаминами продукты. 

Следующий закон здорового питания – соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма. Ежедневно в определенном количестве и соотношении в организм должно поступать около 600 ингредиентов, многие из которых не синтезируются в организме и поэтому являются жизненно необходимыми. Оптимальное снабжение организма этими пищевыми веществами возможно только при разнообразном питании.

В природе не существует продукта, содержащего одновременно все пищевые вещества в необходимых количествах. Поэтому, чтобы улучшить обеспеченность ими, нужно прежде всего сделать рацион детей разнообразным, содержащим все основные группы продуктов: 
- овощи, фрукты и соки
- зерновые продукты
- молоко и молочные продукты
- мясо, рыба, птица, яйца
- жировые и сладкие продукты
Из каждой группы надо выбирать наиболее полезные.

Наконец, соблюдение оптимального режима питания определяет следующий принцип рационального питания. Мы часто слышим, что для работы мозга нужны углеводы. Данное утверждение верно, но лишь отчасти. На самом деле работа мозга тесно связана с белками. Дефицит белка в рационе ведет к сбою всех функций организма, снижению иммунитета, нарушению в психоэмоциональной сфере. Плотный белковый завтрак помогает мозгу проснуться и включиться в работу. Поэтому, чтобы ваш ребенок успевал в школьной программе, вводите в его утренний рацион творог, яйцо, сыр и орехи. А чтобы поддерживать стабильный уровень энергии, повысить выносливость и уменьшить утомляемость на уроках, на завтрак можно использовать крупы, приготовленные на молоке, цельно-зерновой хлеб, картофель, бобовые. К тому же эти продукты в своем составе содержат витамины группы В, ускоряющие все биохимические процессы в клетках головного мозга.

Пичкая ребенка по утрам излишне сладкой кашей, сдобными булочками или блинами с вареньем, мы лишь на короткое время вызываем в его организме прилив бодрости. Ее хватает разве что дойти до школы и отучиться первый урок. После этого наступает период сильного спада энергии: к второму-третьему часу занятий школьник чувствует себя уставшим, становится невнимательным и теряет интерес к учебе. Мозгу при этом не хватает энергии. Уже установлено, что дети, потребляющие много сладкого, чаще других бывают рассеянными.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок на первых уроках внимательно слушал учителя, а не то и дело отправлялось в туалет, не давайте ему на завтрак крепкий черный чай, кофе (даже с молоком), которые не только препятствуют усвоению витаминов и минералов, но и чрезвычайно обезвоживают организм. Так что чай или кофе по утрам лучше заменить на сок или молоко.

Итак, по утрам полезно есть:
- творог, молоко, йогурт и другие кисломолочные продукты; 
- каши (натуральные, а не из пакетиков); 
- мюсли; 
- цельнозерновой хлеб; 
- блюда из рыбы и морепродуктов; 
- куриное филе, печень; 
- орехи; 
- отварной картофель; 
- сыр, сметану, сливочное масло; 
- макароны с овощами или сыром 
- свежие овощи и фрукты; 

Следует избегать: 
- сдобную выпечку; 
- крепкий чай, кофе, какао, сладкие газированные напитки; 
- шоколад и сладости; 
- жирные, жареные блюда; 
- соленые продукты; 
- чипсы, сухарики, хот-доги; 
- острые и жирные соусы. 

В последние годы особое значение приобрело правильно организованное школьное питание с учетом того, что дети проводят все больше времени в школе, причем процесс обучения носит весьма интенсивный характер. Полноценный обед крайне необходим, так как у школьников на первую половину дня приходятся основные затраты энергии.

Если дети младшего школьного возраста еще охотно съедают принесенные из дома «перекусы», то подростки зачастую стесняются разворачивать на перемене принесенные мамины бутерброды и пирожки. Можно попробовать вместо одного большого бутерброда сделайте ему несколько маленьких – на один «укус». Положите ему с собой несколько плавленых мини-сырков, разделенное на 6–8 частей яблоко, пакетик орехово-фруктовой смеси или несладкие галеты. Такие миниатюрные перекусы ребенок может незаметно достать из портфеля и подкрепиться, не привлекая внимания окружающих.

Итак:

1. Для успешной учебы и полноценного роста школьнику необходимо иметь возможность питаться до пяти раз в день.

2. Ребенку необходим здоровый, сбалансированный режим питания с высоким содержанием фруктов, овощей и продуктов, содержащих полноценный белок.

3. Для того, чтобы помочь ребенку справиться с учебой и физическими нагрузками не пренебрегайте поливитаминными комплексами, которые включают витамины группы В, D, А, С, а также такие микроэлементы как цинк, железо, магний, кальций, которые входят в том числе и в состав здоровой пищи.

4. Девочки в подростковом возрасте нередко испытывают анемию, обусловленную недостатком железа в организме. В связи с этим им нужно больше употреблять продуктов, богатых железом. Хорошие источники железа – говядина, печень, бобовые, гречневая крупа, зеленые листовые овощи, орехи, проростки пшеницы.

Рационального, здорового питания необходимо придерживаться на протяжение всей жизни, а продолжительность и качество жизни напрямую связаны с характером питания. Специалистами в области здорового питания подсчитано, что даже самый сбалансированный и разнообразный рацион на 2500 ккал, что соответствует средним энерготратам современного человека, может быть дефицитен по большинству витаминов на 20-30 %. 

Поэтому необходимо употреблять в пищу продукты, дополнительно обогащенные недостающими витаминами или принимать поливитаминные препараты. Растет значение использования в рационе продуктов функционального значения, продуктов с заданными свойствами. В рационе населения большое значение имеет использование кисломолочной продукции, в состав которой входят бифидобактерии, лактулоза и др. 

 


Возврат к списку