Краснокутские ахмачи посетили родину предков
Два села Ахмат: село Ахмат Красноармейского района, село Ахмат Краснокутского района, связанные с именем последнего влиятельного правителя Золотой (Большой, Волжской) Орды – хана Ахмата.Хан Ахмат, или правильнее Ахмад-хан – потомок Чингис-хана в двенадцатом поколении, из рода Джучидов, второй сын Кичи-Мухаммад-хана, правитель Большой Орды - большей части расколовшейся к тому времени на несколько ханств Золотой Орды, «повелитель громадного государства, которому подчинялись 12 поморий и 70 различных орд». Впервые хан Ахмат упоминается в русских летописях в качестве «царя» около 1460 г., где сообщается, что он приходил под Переяславль-Рязанский и разорил его округу, второй раз говорится о его набеге на юго-западные окраины Руси в 1472 г., когда им был разорён и сожжён дотла город Алексин. Но больше всего в истории хан Ахмат известен как организатор последнего и неудачного похода ордынцев на Русь в 1480 г., завершившегося многодневным «Великим стоянием на Угре» и последующим бегством ордынского воинства 11 ноября 1480 г. в свои пределы, в результате чего на Руси навсегда было свергнуто так называемое «татаро-монгольское иго» и был полностью восстановлен национальный суверенитет Русской земли.
Наиболее полную характеристику хана Ахмата и его правления, основанную на десятках источников, даёт в своей книге «Цари Ордынские» Р.Ю. Почекаев: «Правление Ахмад-хана – довольно нетипичное явление для поздней Золотой Орды: он не только удерживал власть в Сарае около двух десятилетий (1460 – 1481), но и вёл весьма активную внутреннюю и внешнюю политику. Ахмад находился в дипломатических отношениях с Римом, Венецией, Османской империей, активно вмешивался в дела Крыма, Восточного Дешта и Руси. В 1470-х гг. ему едва не удалось восстановить единство Золотой Орды, однако могуществ властителей Сарая к этому времени было настолько подорвано, что личных талантов и энергии Ахмада оказалось недостаточно для реализации его амбициозных планов».
Согласно «Списку населенных мест Саратовской губернии 1894 г.»: «Село Ахмат основано в 1709 г. и расположено на высоком правом берегу Волги, к которой имеет 3 удобных съезда».
Известный краевед и член Саратовской ученой архивной комиссии Н.Ф. Хованский в своей книге «Помещики и крестьяне Саратовской губернии» сообщает, что колонизация Камышинского уезда началась во 2-ой половине XVII в. (т.е. сразу после церковной реформы патриарха Никона). Первыми здесь поселились бежавшие из внутренних губерний крепостные, дезертиры, раскольники. Волостное село Ахмат Камышинского уезда было основано выходцами из села Воскресенского Вольского уезда в 1740 г. Сначала Ахматские крестьяне были дворцовыми, но при Павле I вся Ахматская волость, в которую входили также село Мордово, основанное до 1750 г., и деревня Студенка, «существовавшая уже много лет до Пугачева», была пожалована генерал-прокурору Обольянинову. Позже Ахматская волость перешла во владение графине Олсуфьевой.
Итак, о времени основания села Ахмат имеются две версии: 1709 или 1740 годы. Ясно одно, что село это основано за несколько десятилетий до знаменитого Манифеста Екатерины II, изданного 4 декабря 1762 года, которым вызывались в Россию поселившиеся за рубежом русские беглецы, по преимуществу, раскольники. Это сопоставление дат еще раз доказывает, что основателями села Ахмат были старообрядцы из внутренних губерний России, а не добровольные выходцы из-за Польской границы, с Ветки.
В разные годы многие государственные деятели, учёные исследователи и любознательные туристы предпринимали путешествия по Волге и описывали её окрестности. В некоторых дошедших до нас записках можно найти и описание волжского села Ахмат.
Район волжского села Ахмат издавна привлекал внимание археологов и впервые был обследован членами Саратовской ученой архивной комиссии (Щеглов С.А. и др.) при содействии управляющего графа Д.А. Олсуфьева, А.П. Мегалова, ещё в начале XX века (1904-1912 гг.). В течение XX-го столетия и вплоть до настоящего времени здесь неоднократно проводили раскопки и исследования, и другие учёные. Самый подробный рассказ о результатах их работ можно найти в диссертации Л.Ф. Недашковского «Золотоордынский город Укек и его округа». Были обнаружены два поселения: Ахматское городище и селище «Мартышкино», грунтовый могильник, клад монет и два местонахождения артефактов.
После революции 1917 г., в 1922 г. старый Ахмат был приписан к Бальцерскому кантону АССР Немцев Поволжья, а с 1942 г. – вошёл в состав Красноармейского района Саратовской области. Сегодня Ахмат входит в МО город Красноармейск, это обширное село.
С 1885 г. началось переселение жителей из волжского Ахмата и нескольких соседних деревень за Волгу на арендованный казённый участок. В первый год переселилось всего несколько семей, зато к 1887 г., согласно архивным данным, переселилось 184 ревизские души муж. пола вместе с семьями. Прежде всего, переселение было вызвано недостатком пахотных земель на нагорном берегу Волги, среди лесистых буераков, и большой стоимостью здесь аренды земли. Тогда как в просторных Заволжских степях, на берегу Еруслана, земли было много, и арендная плата меньше. Другой причиной переселения старожилы называют частые пожары в волжском Ахмате. Летом мужчины-первопоселенцы, поработав на арендованных землях, подготовились к переезду: построили саманные землянки, которые и сейчас есть в любом старом ахматском дворе. Зимой потянулись обозы: на больших широких санях, запряжённых верблюдами и лошадьми, сначала по льду Волги, а далее по степи через сёла Ровное, Воскресенку и Гуссенбах (это кратчайший путь), перевозили деревянные дома, сараи и амбары, а также скарб. Так начиналась история села Новый Ахмат (именно так называлось новое поселение в первые годы своего существования в клировых ведомостях с. Красный Кут, к приходу которого оно было определено), через несколько лет ставшего «просто» Ахматом. По архивным данным, в 1890 г. в новом Ахмате было уже 153 двора и 1711 жителей. До 1920-х годов население нового Ахмата, состоявшее в основном из русских православных и старообрядцев, год от года увеличилось.
И вот, на протяжении двух лет, жители села Ахмат Краснокутского муниципального района вновь и вновь, совершают поездки на родину предков, в село Ахмат Красноармейского муниципального района. Но посещают они не только село Ахмат Красноармейского района, но и окрестности некогда большого села Студенка, которого больше нет на карте - Графский Колодец и детский лагерь "Дубрава" - бывшее имение графа Олсуфьева. Большинство жителей краснокутского Ахмата - потомки переселенцев из Студенки.
14 сентября 2019 года, группа жителей села Ахмат Краснокутского муниципального района во главе с учителем английского и немецкого языков лицея-интерната ОАО «РЖД» Галиной Евгеньевной Кузьмичевой снова посетили наш район. По приезду, их встретил руководитель аппарата администрации Красноармейского муниципального района Сергей Владимирович Всемирнов, который любезно согласился выступить в качестве гида. Сергей Владимирович, больше 30 лет своей жизни отдал детско-оздоровительному лагерю «Дубрава» и не понаслышке знает историю тех мест. В этот солнечный день, вместе с гостями были посещены, окрестности некогда большого села Студенка, Пионерский залив и Графский Колодец, и бывшее имение графа Олсуфьева - детский лагерь "Дубрава".
Напоследок, хочется отметить, что расстояние между двумя родственными сёлами - старым и новым Ахматом - по прямой составляет 75 км, но так как в настоящее время нет в нужном месте переправы через Волгу, то приходится ехать в объезд через Саратовский мост, и путь от Ахмата до Ахмата увеличивается до 200 с лишним километров.
Стоит ещё добавить, что оба Ахмата во второй половине XIX-го и в начале XX-го столетий были не просто сёлами, где проживали старообрядцы, а настоящими старообрядческими центрами всероссийского значения, где были воспитаны и проживали знаменитые на всю Россию деятели Древлеправославной Церкви, старообрядческие начётчики: в старом Ахмате - Терентий Акимович Худошин (1858–1927) и Артемий Петрович Черчимцев (ск. 1905) (Поморское согласие), а в новом Ахмате – Иван Алексеевич Лукин (ок. 1878 - ок. 1956) (Австрийское согласие). Подробно об этом можно прочитать в работах М.А. Бирюковой. Фамилии старожилов сёл Ахмат одинаковые: Шаровы, Шаткины, Мельниковы, Углановы, Лапкины, Носковы, Карповы, Решетовы. Старожилы говорят: «Два Ахмата, а село одно, и Волга не разделила».
Оба села верны своим историческим традициям и заповедям предков. Об этом в том числе говорит и сохранённое через столетия гордое имя двух сёл - «Ахмат», что в переводе с арабского означает «Достохвальный», а также «Тот, кто постоянно благодарит Бога». Канули в лету войны, междуусобицы, но имена великих людей и правителей не дают нам забыть историю нашей великой Родины.