Текст
О противодействии коррупции в Красноармейском муниципальном районе
Администрацией Красноармейского муниципального района проводится работа по профилактике коррупционных правонарушений на системной основе, в плановом порядке.
Постановлением администрации Красноармейского муниципального района в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии коррупции» и Национального плана на 2021 - 2024 годы утвержден план и программа по противодействию коррупции в Красноармейском районе.
Работа по противодействию коррупции в администрации Красноармейского муниципального района проводится по ряду направлений, основными из которых являются следующие:
Во-первых, информационно-разъяснительная работа среди муниципальных служащих и работников в части соблюдения ими норм и принципов этики служебного поведения.
Второе направление: проверка достоверности и полноты сведений о доходах в связи с проведением декларационной кампании.
1. Рассмотрим первое направление и освятим более подробно Рекомендации по соблюдению муниципальными служащими и сотрудниками органов местного самоуправления норм этики в целях противодействия коррупции.
Особый публично-правовой статус муниципальных служащих налагает на данную категорию лиц ряд специальных ограничений, запретов и требований. Принципы служебного поведения содержатся в Указе Президента Российской Федерации и Типовом кодексе этики муниципальных служащих.
Вне зависимости от места и времени служащим необходимо учитывать, что их поведение должно всецело соответствовать ограничениям, запретам и требованиям, и не допускать поступков, способных вызвать сомнения в их честности и порядочности. Профессиональная деятельность служащих, как правило, носит публичный характер, такие служащие легко узнаваемы и ассоциируются с муниципальными органами, в связи с чем, обращают на себя внимание общества, включая средства массовой информации. Муниципальные служащие и сотрудники, работающие в органах исполнительной власти района должны помнить, что их неэтичный поступок, в том числе совершенный во внеслужебное время, может повлечь причинение вреда их репутации, а также авторитету муниципального органа власти.
При размещении информации в социальных сетях «Интернет» в личных целях, необходимо подходить к данному вопросу осознанно и ответственно. Недопустимо размещение служащим изображений, текстовых, аудито-, видеоматериалов, прямо или косвенно указывающих на его должностной статус, если данное действие не связано с исполнением служебных обязанностей. Важно помнить, что информация, опубликованная в сети Интернет, может оставаться открытой для доступа неограниченное количество времени и неограниченному кругу лиц.
С учетом анализа правоприменительной практики, включая работу комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, служащим рекомендуется исключить возникновение следующих неэтичных поступков.
- Личные дружеские взаимоотношения, включая встречи в свободное от работы время, с лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления способны вызвать подозрения у окружающих в необъективности решений, принимаемых в пользу данных лиц.
- Служащему не рекомендуется получать подарки или какие-либо иные вознаграждения, в том числе на личных торжественных мероприятиях, от своих друзей или связанных с ними людей, которые одновременно являются лицами, в отношении которых служащий непосредственно осуществляет функции государственного (муниципального) управления. Прием таких подарков может его скомпрометировать и повлечь возникновение сомнений в его честности, беспристрастности и объективности.
- Участие в развлекательных мероприятиях, отдых в компании лиц, в отношении которых служащий осуществляет функции государственного (муниципального) управления, способны скомпрометировать служащего.
Служащий не должен использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан при решении вопросов личного характера как для себя, так и в интересах иных лиц.
Служащему не допускается использование служебного удостоверения и иных служебных средств, в том числе, служебного транспорта, а также служебной информации для получения личных преимуществ для себя или иных лиц (например, при взаимодействии с сотрудниками Госавтоинспекции, получении государственных (муниципальных) услуг, преодоления очередей и т.д.).
Неэтичным для служащего при решении вопросов личного характера для себя или в интересах иных лиц является упоминание фамилии, имени, отчества или должности третьих лиц, обладающих политическим или административным влиянием, с целью получения преимущества.
Служащему рекомендуется сообщать супруге (супругу), детям и иным близким родственникам (свойственникам) о недопустимости использования его имени, должности и авторитета для решения вопросов личного характера.
Недопустимым является использование служащим своего должностного статуса для целей, не связанных с осуществлением служебной деятельности, в том числе для рекламы товаров и услуг. Стоит воздерживаться от безвозмездного получения услуг, результатов выполненных работ, а также от безвозмездного получения имущества, в том числе во временное пользование от организаций, поскольку получение подарков в виде любой материальной выгоды служащему запрещено.
В служебном поведении необходимо воздерживаться от действий и высказываний, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Обращаю внимание на то, что дорогое имущество, законность происхождения которого не очевидна, может восприниматься как полученное в результате злоупотребления своим должностным положением.
Неэтичный поступок служащего может быть рассмотрен на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов. По итогам которого, руководителем может быть принято решение о применении мер дисциплинарной ответственности, с последствиями применения уполномоченным органами мер уголовной ответственности.
2. Рассмотрим второе направление профилактики коррупционных правонарушений: проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах содержащихся в справках.
Как вы знаете, с января 2023 года начата и ведется декларационная кампания и осуществляется сбор Сведений, которые заполняются через системное программное обеспечение «Справки БК» - версия 2.5.2. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены рекомендации по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2023 году (за отчетный 2022 год), которые можно найти на сайте администрации Красноармейского муниципального района в Разделе «Противодействие коррупции», подраздел «Методические материалы».
Одним из новшеств этой декларационной кампании является следующее:
а) согласно Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции» в период проведения СВО и впредь до издания соответствующих нормативно правовых актов РФ - размещение в сети «Интернет» на официальных сайтах органов и организаций Сведений и предоставление их общероссийским СМИ не осуществляется.
б) с 1 марта 2023 года вступают в силу изменения, согласно которым депутаты сельских, городских поселений, а также депутаты нашего Красноармейского представительного органа освобождаются от сдачи сведений о доходах, расходах, в случае если в течение отчетного периода сумма сделок не превысила трехгодовой доход данного лица и его супруги (супруга). В таких случаях на имя Губернатора области подаётся лишь сообщение о несовершении сделок.
С учетом опыта проведения анализа и проверок Сведений, в целях экономии времени, во избежание необходимости дачи дополнительных пояснений, уточнений и т.п. предлагается шире использовать возможность приобщения к справке соответствующих документов. Могут быть приложены материалы, распечатанные из личных кабинетов с официального сайта Федеральной налоговой службы, единого портала государственных услуг, официальных сайтов кредитных организаций и другие.
Отмечу, что при заполнении Справки необходимо учитывать следующее:
- для печати справок используется лазерный принтер, обеспечивающий качественную печать (без полос, пятен);
- не допускается наличие подписи и пометок на штрих-кодах, не допускаются рукописные правки.
Справки не следует прошивать и скреплять степлером. Печатать справки рекомендуется только на одной стороне листа. При этом, печать и подписание справки рекомендовано в течение одного дня (одной датой).
Отдельно сделаем акцент на заполнение раздела 1 пункта «Иные доходы» и рассмотрим, что таковыми является:
1) сертификат на материнский капитал, в случае если в отчетном периоде служащий или его супруга распорядился данными средствами;
2) суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов;
3) стипендия;
4) единовременная субсидия на приобретение жилого помещения и иные аналогичные выплаты;
5) доходы, полученные от сдачи в аренду или реализации имущества;
При этом рекомендуется указать вид и адрес проданного недвижимого имущества, вид и марку проданного транспортного средства (в том числе в случае зачета стоимости старого транспортного средства в стоимость при покупке нового по договорам "трейд-ин"). В случае продажи мелкого имущества (это - предметы обычной домашней обстановки, обихода) рекомендуется указывать совокупный доход от их реализации;
6) доходы от продажи цифрового финансового актива, цифровых прав и цифровой валюты;
7) доходы по трудовым договорам по совместительству. При этом рекомендуется указать наименование и адрес места нахождения организации, от которой был получен доход;
8) денежные средства, полученные в порядке дарения или наследования. При этом рекомендуется указать фамилию, имя и отчество соответствующего дарителя или наследодателя;
9) выплаты, связанные с гибелью (смертью), выплаченные наследникам;
10) выплаты денежных сумм, осуществленные на основании договоров страхования;
11) меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам);
12) компенсационные выплаты служащему (работнику), его супруге (супругу) (например, неработающему лицу, осуществляющему уход за инвалидом);
13) выигрыши в лотереях, букмекерских конторах;
14) выплаты членам профсоюзных организаций, полученные от данных профсоюзных организаций;
15) вознаграждение, полученное при осуществлении опеки или попечительства на возмездной основе;
16) денежные выплаты, полученные при награждении почетными грамотами или иными наградами, которые не включены в справку о заработной плате, полученную по основному месту службы (работы);
17) средства, выплаченные за исполнение государственных или общественных обязанностей (например, присяжным заседателям, членам избирательных комиссий);
18) денежные средства, полученные от родственников и третьих лиц на невозвратной основе;
Также в строке "Иные доходы" подлежат отражению меры поддержки, например:
1)ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет; 2)ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет;
3)ежемесячное пособие женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и иные.
По итогам проведения проверок в муниципальных организациях и учреждениях Красноармейского района за 2022 год установлено, что в организациях и учреждениях разработаны, утверждены и действуют необходимые локальные акты. Назначены лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных правонарушений, которыми проводятся работа по противодействию коррупции среди их сотрудников.
Работа по профилактике коррупционных правонарушений в Красноармейском муниципальном районе будет продолжена.