ПРИЗНАКИ ТРАВЛИ В ШКОЛЕ: ЧТО ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ РОДИТЕЛЕЙ
???? Дома
Первичные признаки:
❗️Ребенок возвращается домой из школы в порванной одежде, с испорченными учебниками и т.д.
❗️У него есть следы на теле - синяки, царапины - которые не связаны с игрой, случайным падением и пр..
Вторичные признаки:
❗️ С трудом засыпает, беспокойно спит, жалуется на плохие сны или кошмары.
❗️По утрам перед школой плохой аппетит, испорченное настроение, не хочет идти в школу или даже боится туда идти.
❗️Частые головные боли, боли в желудке, расстройство желудка.
❗️ Выглядит подавленным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки эмоций.
❗️ Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
❗️Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
❗️Просит или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования буллеров).
❗️ Никогда не приводит домой одноклассников или других сверстников, не бывает в тех местах, где ребята вместе проводят время.
❗️ Его никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник.
❗️ Нет ни одного друга, с которым он мог бы играть, пойти в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.
????В школе
Первичные признаки:
❗️ Ребенка часто обзывают, дразнят, унижают, либо угрожают ему, заставляют выполнять требования (в том числе унизительные) других сверстников, командуют им.
❗️ При нападках он не может себя защитить.
❗️У него отбирают личные вещи или учебные принадлежности, сбрасывают их на пол, прячут, рвут, портят.
❗️ Его демонстративно игнорируют (например, не отвечают на приветствие).
Вторичные признаки:
❗️ Видны признаки изоляции от других: на переменах, во время обеда ребенок один; в командных играх его выбирают в числе последних или не хотят быть с ним в одной команде; ему не дают списывать, не подсказывают, не спрашивают тему урока и т.п.; в классе у него нет друзей.
❗️ Во время перемен ребенок старается держаться рядом с учителем или другим взрослым.
❗️ Избегает отвечать на уроках и при ответах производит впечатление тревожного и неуверенного в себе.
❗️ Резко или постепенно ухудшается успеваемость.
Шапкина А.Н., старший научный сотрудник сектора «Антибуллинг-центр» Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей специально для @ostorozhnodeti