Коррекционно-образовательное пространство в ДОУ
После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) организация адаптивной коррекционно-образовательной среды для детей с ОВЗ стала особенно актуальной. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того, насколько целесообразно создана коррекционно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором преодоления недостаточности психофизического развития детей. Правильно организованная коррекционно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение.
В работу с детьми с ОВЗ включены учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
На начальном этапе инклюзивного подхода первичной становится задача выявления индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ. Для этого в детском саду функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которого входят: заместитель заведующего по ВМР, воспитатель, к которому в группу был интегрирован дошкольник, педагог-психолог, учитель-логопед, медицинский работник, музыкальный руководитель и инструктор по физкультуре. Данный консилиум позволяет составить индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка с ОВЗ и избежать изолированную коррекцию отдельных параметров, отсутствие единства в достижении целей.
При организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении созданы особые условия и обеспечено грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. Узкие специалисты проводят как групповые, так и индивидуальные занятия. При этом, основополагающим принципом является соблюдение интересов детей. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка с ОВЗ, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для воспитанника.
МБДОУ «Детский сад №16 г. Красноармейска» в данном направлении работает с января 2018 года, но уже есть некоторые достижения.
На базе нашего учреждения 15 марта 2019 года было организовано и проведено районное методическое объединение учителей – логопедов и педагогов – психологов ДОУ района на тему: «Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды для коррекционной работы с дошкольником в ДОУ». В рамках мероприятия учителем – логопедом Бочаровой А.Н был проведен «Логопедический КВН» с воспитанниками старшего дошкольного возраста.
Также семинар был насыщен теоретическими материалами. На тему РМО выступили: зам.зав. по ВМР МБДОУ №16 Герасимова И.В., педагог – психолог МБДОУ №16 Филиппова Т.И., педагог – психолог МБДОУ №10 Салахова Л.Ф.
Интересной была и неофициальная часть семинара: психологический тренинг с участниками РМО «Искусство взаимопонимания» провела педагог – психолог Филиппова Т.И.
Деловую игру «Логопедическое ассорти» представила учитель – логопед Бочарова А.Н.
Руководитель РМО Чашина Л.В., подводя итоги заседания РМО отметила отличную подготовку мероприятия и поблагодарила руководство и сотрудников МБДОУ №16 за организацию и проведение районного семинара.