Версия сайта для слабовидящих
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Четверг, 28 Марта 2024

28.08.2019

Доклад заведующей МБДОУ «детский сад №10 г. Красноармейска» Ларисы Федоровны Салаховой «Имижд Консультационного центра. Практика привлечения родителей»

Наш центр был открыт, как и многие другие в Саратовской области в 2016 году. После того как мы разработали и утвердили локальные акты для работы консультативного пункта, определились со специалистами, перед нами встала первоочередная задача - привлечение родителей в консультационный пункт. Как сделать, что бы родители узнали о наличии пункта, пришли к нам, воспользовались услугами специалистов, при этом остались удовлетворены качеством оказываемых услуг и стали постоянными партнерами? Как видите вопросов много, и о том, как мы искали на них, ответы я расскажу на примере нашего детского сада, в котором являюсь руководителем.

В настоящее время современные требования в сфере дошкольного образовании, таковы, что мы постоянно находимся в режиме обучения и поиска новых форм работы. В частности наше учреждение активно интересуется практиками других регионов: мы изучаем их, анализируем и используем наиболее интересные, путем привнесения собственных идей и на сегодняшний день имеем неплохие результаты.

Очень интересная информация прозвучала на Уфимском международном салоне образования, который проходил в Башкортостане. Был проведен опрос 300 родителей детей, не посещающих детский сад с целью мониторинга удовлетворенности качеством услуг родителями, обратившихся в консультационные пункты. Статистика впечатляет: 70% родителей остались неудовлетворенны и не получили ответы на свои вопросы. Причем большинство родителей волнуют особенности развития ребенка и как создавать условия для полноценного развития ребенка раннего дошкольного возраста. У нас картина, к счастью, несколько иная, но как руководитель, который контролирует работу специалистов Консультационного центра и принимает непосредственное участие в ней, вынуждена признать, что далеко не все педагоги обладают техникой и методами грамотного, эффективного консультирования. А специалист центра должен за короткое время оказать максимально качественную услугу и заинтересовать «клиента» на дальнейшее сотрудничество. Кадровый вопрос отдельная, зачастую непростая тема и задача руководителя найти способы привлечения, стимулирования и повышения квалификации работников. Такую ситуацию необходимо исправлять, причем в короткие сроки, что бы не растерять наших потенциальных «клиентов».

На наш взгляд, необходимо начать с создания положительного имиджа центра для того, чтобы родители узнали о нас как об интересном, завлекательной и чрезвычайно полезном, просто необходимым для них учреждении, где всегда рады гостям и готовы помочь в разрешении любых вопросов. Эта работа реализуется одновременно в четырех направлениях, вы видите их на слайде.

В первую очередь необходима грамотная подача информации о работе центра. Что мы вкладываем в понятие «грамотная» подачи: вся информация должная быть полная (с указанием адресов, контактов, информации и специалистах и оказываемых услугах), но самое главное – она должна быть изложена простым и понятным языком. Родители должны понимать, что же это за образовательное пространство – консультативный центр и для чего он нужен. Конечно, все мы размещаем информацию на сайтах учреждений: откройте ее, представьте, что вы люди далекие от педагогики: все ли вам будет понятно и главное, интересно или же это будет сухая информация, состоящая из терминологии? Я знаю, многие размещают информацию о центрах в соцсетях; это замечательно, но необходимо помнить, что и там данная информация должна быть интересная и легкая для восприятия. Давайте на примерах:

1 объявление: В МБДОУ «Детский сад №10» работает консультационный пункт. Родителям детей, не посещающих детский сад, оказываются следующие виды услуг: психолого-педагогическая, диагностическая, методическая и консультационная помощь. Режим работы: с 9.00 до 16.00 Наш адрес: ул. Интернациональная, 20, тел 2-15-35. Вроде имеется вся необходимая информация. Для нас она понятна, потому что мы знаем, что стоит за этими услугами. Но у нас были примеры, когда к нам приезжали из глухих сел молодые родители, заинтересованные в развитии своего ребенка, но при этом абсолютно безграмотные. Для них непонятно само словосочетание «образовательная услуга». И такие моменты мы тоже должны учитывать.

2 объявление: У Вас есть вопросы по воспитанию, обучению и развитию Вашего ребенка? Вы не посещаете детский сад? Хотите получить бесплатную квалифицированную помощь специалиста? Мы рады Вам помочь в Консультационном центре в МБДОУ «Детский сад №10» по адресу: ул. Интернациональная д.20. Вас запишут на прием к любому специалисту по телефону 8(84550)21535. Мы согласуем удобное для вас время.

Так же вы можете посетить наши мероприятия и получить практические навыки при общении с вашим малышом и просто интересно и с пользой провести время! Подробно о деятельности центра вы узнаете на нашем сайт в разделе «Консультационный центр» по адресу: http://sad10-sk.ru

Вы можете нам написать. Эл.почта: detskiisad10mbdou@yandex.ru

Как вы считаете, какое объявление имеет больше шансов на перепост, лайк и класс? Мне кажется, ответ очевиден. Творческий подход необходимо применять к составлению любых объявлений, буклетов, методичек и т.д. Это разовая работа, не требующая специальных навыков, но при правильном, креативном подходе у вас будет готовый информационный материал «на все случаи жизни».

Перейдем к формам работы, которые возможно применять на базе любого консультационного центра (и которые вам хорошо знакомы). Они и будут формировать положительный имидж уже с первых посещений центра.

С сентября 2018 года мы стали разрабатывать и проводить разнообразные мероприятия для родителей наших воспитанников и приглашали родителей детей, которые не посещают детский сад в рамках родительского клуба «Мы вместе». Мероприятия включают в себя интересный практический материал, проходят в форме мастер-классов, игр, круглых столов; родители приглашаются как с детьми, так и без них (по желанию). Все мероприятия проходят в различных формах:

«Семейная мастерская» предполагает мастер-классы для родителей, которые участвуют в практической деятельности по организации досуга детей, развитию их творческих и интеллектуальных способностей и т.п. Особенно пользуются популярностью мастер-классы по нетрадиционному рисованию, аппликации и лепки. Родители в совместной с детьми деятельности, производят творческий продукт, который забирают потом с собой. Но во время мастер-классов родители получают не только положительные эмоции, педагоги их ненавязчиво обучают как организовать условия для игры, для творчества в домашних условиях. Объясняют важность развития мелкой моторики, познавательной деятельности, техники безопасности в играх и быту и многое другое.

«Неформальный лекторий» предполагает общение с родителями в формах «круглого стола», «мозгового штурма» и других форм активного обучения, когда родители имеют возможность «вживую» обсудить интересующие их вопросы и поучаствовать в обсуждениях, поделиться собственным опытом.

«Страна безмятежности» - занятия и тренинги с педагогом- психологом. Родители как получают информацию по психологическому развитию детей, так и психологическую помощь себе. Особенно актуальны такие встречи для родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями. Мы знаем, что зачастую они как никто другие сами нуждаются в психологической помощи и поддержке.

На занятиях «Семейной академии» родители получают необходимую информацию от узких специалистов, могут заняться решением образовательных и воспитательных задачек, получить рекомендации какую почитать научную и педагогическую литературу, комментарии специалистов по подбору игр, детской литературы и т.п.

«Родительская конференция» проводиться по итогам учебного года для подведения итогов, планирования работы на следующий год, отметить успехи и достижения. На конференцию приглашаются все желающие родители, стараемся дать информацию в нашу муниципальную газету. Это тоже работает на формирование имиджа как консультационного центра, так и учреждения в целом.

Так же проводятся мероприятия, смешанные по своей структуре, состоящие и из мастер-класса, и презентации, и с элементами тренинга. Названия у этих мероприятий разовые и тематические. Например «В гостях у сказки», «Поговорим о разном», «Влияние Интернет-игр на дошкольников» и т.п.

Давайте немного вернемся к информированию:

За несколько дней размещаем в социальных сетях (Одноклассники, ВКонтакте, Инстаграмм) в группе «Красноармейский муниципальный район» анонс о предстоящем мероприятии, где указываем тематику, специалистов, которые будут участвовать и все необходимые контакты. Просим своих родителей «делиться» такими объявлениями, ставить «классы» что бы информацию увидели как можно больше родителей.

После проведения размещаем фотоотчет (с разрешения родителей) и информацию когда ориентировочно будет проходить следующее. Участников мероприятий просим оставлять свои комментарии.

Родители дети которых воспитываются в форме семейного воспитания после таких мероприятий, как правило, интересуются и записываются уже на индивидуальные консультации к специалистам и в дальнейшем мы не упускаем их из вида, продолжаем работать.

Неожиданно пришло решение размещения объявления о работе КЦ в детской поликлинике, где в очередях находится «наш контингент». Мы даже просим знакомых медсестер по возможности доводить до родителей сведения о возможности обратиться в КЦ. После детской поликлиники пришла мысль «вербовать» родителей на детских площадках, в парке.

Отравляясь на прогулку, экскурсию за пределы детского сада с воспитанниками, наши педагоги берут небольшие флаеры, которые вручают встретившимся по дороге родителям с маленькими детьми. Как правило, наши детки вызывают улыбки и желание ознакомиться с таким замечательным детским садом.

Акция «Приведи друга» дала нам положительные результаты в начале поиска новых форм взаимодействия родителей. Мы просили родителей наших воспитанников на мероприятия приводить своих друзей, соседей, родственников имеющих детей, которые не посещают детский сад. Конечно, массового потока мы не увидели, тем не менее, люди пришли и многие в дальнейшем приходили неоднократно. Вы видите на фотографиях, наши мамы привели своих братьев, которые только создали молодые семьи и это наши будущие «клиенты». Конечно, в конце каждого мероприятия мы кратко рассказываем о работе консультационного центра, напоминаем контакты и как на сайте можно посмотреть более подробную информацию.

Вообще при правильном подходе, родители наших воспитанников могут, являться нашими большими помощниками. Например, несколько мам работают в небольших частных магазинах и аптеках и раздают наши флаеры «адресно», когда заходят покупатели с маленькими детьми. В сетевых магазинах конечно такая схема «не работает», хотя эффект был бы наибольшим.

В одном из выступлений спикеров конференций я услышала о выездном консультативном центре, к сожалению, в контексте без пояснения. Но сама идея выездного центра как-то зацепила, и мы задумались: куда мы можем выехать, если мы работаем с семьями, проживающими на закрепленной за учреждением территории.

Подумали, где скрываются от летней жары молодые мамочки: конечно, в парке, который есть в любом даже маленьком городке. Специалисты консультационного центра прихватив нехитрое оборудование для детского творчества отправились в парк, и пока воспитатель развлекает детей, психолог ненавязчиво беседует с родителями, а также с бабушками, которые очень охотно идут на контакт, общаются, а потом рассказывают своим детям. Задает следующие вопросы: знаете ли вы как важно развивать ребенка в раннем дошкольном возрасте? Знаете ли как создать условия для развития ребенка дома? Знаете ли вы, что можно воспользоваться услугами специалистов консультационного центра? В итоге раздаем буклеты с информацией по центру. Уже после первого «выезда» к нам обратились две семьи.

Такой творческий подход к поискам и реализации новых форм работы дал нам возможность существенно увеличить количество семей, охваченных услугами консультационного центра. Работу в данном направлении необходимо продолжать, думаем, будут новые идеи по привлечению родителей в КЦ.

Не могу не заметить, что такая работа в настоящее время в нашем учреждении является частью система взаимодействия с родительской общественностью и позволяет решать большое количество задач (полноценная работа консультационных центров, просвещение родителей, эффективные формы взаимодействия и сотрудничества с родителями и детьми, повышение профессиональной компетенции педагогов и их авторитета).


Возврат к списку