Версия сайта для слабовидящих
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Пятница, 19 Апреля 2024

Сектор по мобилизационной подготовке, бронированию, ГО и ЧС и безопасности


02.03.2021

О соблюдении мер пожарной безопасности в ходе уборочной компании

Доклад подполковника внутренней службы главного Государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору Самойлова Сергея Сергеевича

2.jpg

За 2020 год в Красноармейском районе зарегистрировано 13 лесных пожаров. В 5 (38%) случаях причиной пожара явилось заход огня с сопредельной территории, в 8 случаях – неосторожное обращение с огнём непосредственно на землях леса. Ответственность за степные и лесные пожары предусмотрена ст.261 УК (уничтожение и повреждение лесных насаждений), ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований ПБ)

По результатам рассмотрения сообщений по пожарам в 10 случаях принято решение ОВУД, по 3 пожарам возбуждены УД по ст.261 ч.2 и ч.4 УК. В настоящее время УД приостановлены по причине не установления виновных лиц.

В Красноармейском районе большая площадь лесов, полей и рек. Не одного лесного пожара не произошло от природных явлений, таких как сухие грозы, а все пожары произошли от неосторожности, можно сказать от халатности с огнём. Много загораний от отдыхающих на ФАД, от туристов на утесе Степана Разина, однако загорания стерни и сухой травы на полях и вдоль дорог является большинством пожаров. Ежегодно в Красноармейском районе за время уборочной компании происходят пожары при сжигании стерни. Пожарная безопасность в районе всегда актуальна.

МЧС не осуществляет надзор в лесах, а контролирует соблюдение противопожарного законодательства на землях с/х назначения и населенных пунктах (везде, кроме лесов). В лесах свои инспектора.

В настоящее время действуют требования ППР в РФ (утв постановлением Правительства РФ №1479 от 16.09.2020 года). 

Рассмотрим некоторые из них.

Согласно требований ППР лица допускаются к работе только прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования. Порядок и сроки обучения лиц мерам пожарной безопасности определяются руководителем организации с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации. Проходит обучение руководитель и лицо, назначенное ответственный, а затем знания свои доводит до всех работников. В результате имеются инструкции по действиям и по требованиям пожарной безопасности, все умеют пользоваться огнетушителями.

Вся техника должна быть укомплектована первичными средствами пожаротушения.: на автомобилях огнетушители, на комбайнах – 2 огнетушителя, 2 штыковые лопаты, канистры с водой и хлопушки (для захлестывания горящей стерни- палка с куском резины, как хлопушка от мух). На территориях сельхозпредприятий укомплектованные пожарные щиты с шансовым инструментом и ящик с песком. Иметь прицепную бочку с водой. В бочке вварен кран к пожарной полугайкой, чтобы забрать из неё воду.

На технике, работающей и заезжающей на поле при уборке должен быть исправный искрагоситель. Каждый наверно наблюдал, как в темное время при перегазовке вылетают искры. Поверьте на слово, что эти искры могут привести к загоранию сухой травы. Правило тракториста, включить нужную передачу перед подъемом, а не походу в натяг переключаться на пониженную с перегазовкой.

Согласно 185 ППР Запрещается выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов. Использование открытого огня и разведение костров может проводиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных в следующем порядке.

2. Использование открытого огня должно осуществляться в специально оборудованных местах при выполнении следующих требований:

а) место использования открытого огня должно быть выполнено в виде котлована (ямы, рва) не менее чем 0,3 метра глубиной и не более 1 метра в диаметре или площадки с прочно установленной на ней металлической емкостью (например, бочка, бак, мангал) или емкостью, выполненной из иных негорючих материалов, исключающих возможность распространения пламени и выпадения сгораемых материалов за пределы очага горения, объемом не более 1 куб. метра;

б) место использования открытого огня должно располагаться на расстоянии не менее 50 метров от ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки, открытого склада, скирды), 100 метров - от хвойного леса и 30 метров - от отдельно растущих групп лиственных деревьев;

в) территория вокруг места использования открытого огня должна быть очищена в радиусе 10 метров от сухой травы, порубочных остатков, других горючих материалов и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,4 метра;

г) лицо, использующее открытый огонь, должно быть обеспечено первичными средствами пожаротушения для локализации и ликвидации горения, а также мобильным средством связи для вызова подразделения пожарной охраны.

6. В случаях выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, допускается увеличивать диаметр очага горения до 3 метров. При этом на каждый очаг использования открытого огня должно быть задействовано не менее 2 человек, обеспеченных первичными средствами пожаротушения и прошедших обучение мерам пожарной безопасности.

8. В течение всего периода использования открытого огня до прекращения процесса тления должен осуществляться контроль за нераспространением горения (тления) за пределы очаговой зоны.

9. Использование открытого огня запрещается:

при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима;

при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра;

при скорости ветра, превышающей значение 5 метров в секунду, если открытый огонь используется без металлической емкости или емкости, выполненной из иных негорючих материалов, исключающей распространение пламени и выпадение сгораемых материалов за пределы очага горения;

при скорости ветра, превышающей значение 10 метров в секунду.

11. После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).

Другими словами, запрещено сплошное выжигание стерни и остатков соломы. Главы КФХ говорят, зачем сжигать, это удобрение, у меня измельчитель на комбайне установлен. Однако за 2020 год зарегистрировано 97 термоточек.

Правилами допускается сжигать, если собрать в кучу в овражек, не более в диаметре 3 метров и опахать вокруг. Вокруг очищаем от сушника на 10 метров. Выставляем двух обученных работников с трактором с бочкой и телефоном в безветренную погоду. Выполнить эти требования довольно затруднительно. На практике запалили пол поля, наблюдаем за горением, вместе со всем районом. Бывает так задымим, что населенные пункты в дыму. Сообщаю, что на территории Российской Федерации ведется Мониторинг природных пожаров со спутников в режиме реального времени. В том числе Красноармейский район. Не успеете зажечь поле, как поступит сообщение об обнаружении термоточки и распоряжение на проведении проверки из ЦУКС. Инспектора пожнадзора, пожарные, лесхоз, лесничество, главы МО мгновенно летят на место. По прибытии наблюдаем костры по всему полю в 100 га и более. Бензин и время дорого, не обижайтесь. За прошлый год составлено 53 протокола на граждан и должностных лиц по неконтролируемому палу. Даже небольшое сжигание, даже при соблюдении действующих требований необходимо поставить в известность пожарных по телефону. Знает каждый гражданин Самойлов номер 892705218-01

Если обнаружили пожар, знает каждый гражданин, пожарный номер - 101 с сотового. При этом сообщить что горит, где горит, фамилию.

Несколько слов для руководителей, чьи земли граничат с лесом.

п70. ППР В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова организации независимо от их организационно-правовых форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, граждане Российской Федерации, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Другими словами, свой участок от леса нужно периодически окашивать и опахивать. Приезжаем по термоточке, горит поле, собственник заявляет – это не я. По закону собственник несет за это ответственность, своевременно очищает. В публичной градостроительной карте есть все собственники земель. На территории района много земель не обрабатываемых. И этим законодатель хочет собственников брошенных земель подтолкнуть к действиям, чтобы земля была в работе.

Хотел бы поблагодарить всех руководителей хозяйств, которые принимают непосредственное участие в тушении пожаров, содержат приспособленную для пожаротушения технику, зачастую до прибытия пожарных ликвидируют загорания, либо осуществляют подвоз воды для бесперебойной подачи. Это главы КФХ: Иванов, Кочеров, Ваганов, Мамаев, Зотов, Сараев. Руководители СПК Россошанское Козлов, СПК Карамышский Конаныхин и многие другие.

В завершении напомню правила использования огнетушителей.

На основании вышеизложенного предлагаю:

1.1. Принять меры по обеспечению готовности села Садовое - населенных пунктов, подверженных угрозе распространения лесных пожаров к пожароопасному периоду 2021 года.

1.2. Обеспечить на территориях поселений выполнение первичных мер пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе мероприятий направленных на предотвращение природных пожаров и их переходов на населенные пункты (объекты экономики, жилые дома).

1.3. До наступления устойчивой засушливой погоды организовать выполнение (обновление) опашки по периметру всех населенных пунктов, а также очистку прилегающих к лесам территорий от сухой растительности;

1.4. Предусмотреть финансирование мероприятий, направленных на выполнение требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов, в том числе на обеспечение надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения и устройство подъездов к ним, выполнение противопожарных барьеров (минерализованных полос).

1.5 Организовать в период схода снежного покрова очистку территории населенных пунктов от сухой травянистой растительности, камыша, обрезанных веток деревьев и кустарников, ТБО и других горючих материалов.

1.6 Обеспечить проведение комплекса противопожарных мероприятий в пределах полос отвода вдоль автомобильных и железных дорог муниципального значения, сопредельных с лесным фондом.


Возврат к списку